Первый КамАЗ и современный МАЗ

В конце 1960-х годов на автомобильном заводе ЗИЛ была начата разработка безкапотного грузового автомобиля. Московским заводом была построена линейка разных модификаций грузовых автомобилей, которые получили название ЗИЛ-170, в частности были разработаны бортовые варианты, самосвалы, тягачи, вездеходы и прочие. Автомобили оборудовались двигателями от ярославского завода ЯМЗ. Инженеры завода ЗИЛ выполнили всю необходимую работу, в том числе и провели все необходимые испытания новых автомобилей. В дальнейшем, властями Советского Союза, было принято решение о постройке нового завода в городе Набережные Челны, куда затем, были переданы разработки инженеров ЗИЛ и ЯМЗ. Завод получил название «КАМАЗ», в честь протекающей рядом с новым заводом реки Кама.

Сегодня есть достойные аналоги, например МАЗ 236 двигатель которого характеризуется массой положительных качеств.

На заводе КАМАЗ, были проведены некоторые доработки и изменения (в частности по дизайну кабины ЗИЛ-170). Далее в 1974 году, с конвейера завода вышел первый грузовой автомобиль, который был назван КамАЗ-5320. В дальнейшем этот автомобиль послужил основой для создания других моделей, как то седельные тягачи, специальная техника, вездеходы и иные модификации. На основе модели 5320 заводом по сей день выпускаются грузовые автомобили разных моделей и вариаций.

Сам автомобиль имеет раму, которая является его основой, так сказать «скелетом», на которой завязаны все имеющиеся узлы и агрегаты. Рама выполнена в виде двух продольных лонжеронов в виде швеллеров, которые связаны между собой поперечинами. Все эти элементы выполнены и высококачественной, легированной стали типа – Сталь 10ХСНД. Автомобиль выполнялся с трехосной базой, по колесной формуле 6х4. Сзади применялись два приводных моста, на которых применялись спарки колес, по два с каждой стороны. Редуктор главной передачи в каждом мосту применялся с тремя передачами, как коническая, цилиндрическая и планетарная — дифференциал. Дифференциал применялся свободный. Средний мост применялся «проходным», к нему приходил карданный вал от коробки передач, а от него с обратной стороны, карданный вал направлялся на задний мост. В среднем мосту применялась система блокировки межосевого дифференциала с пневматическим приводом, при включении которого на оба задних моста передавалась равномерное количество крутящего момента. Передний мост выполнялся в виде балки. Подвеска данного грузовика выполнялась полностью зависимой, все три моста имели неразрезное исполнение. Сама подвеска была рессорной, спереди, также использовались амортизаторы, а сзади использовалась балансирная схема ходовой системы, где между двух приводных мостов устанавливалась балансирная ось, к которой приводились реактивные тяги к мостам по две снизу, и по одной сверху.

Автомобиль оснащался дизельным двигателем, атмосферного типа, который изначально был разработан инженерами из завода ЯМЗ, на заводе КАМАЗ, он получил название КамАЗ-740.10. Данный агрегат выполнялся с компоновкой блока цилиндров типа V – образный и восьмицилиндровый. Этот агрегат оснащался системой газораспределения типа OHV, при которой распределительный вал устанавливался над коленчатым валом, получая привод от него, посредством зубчатого зацепления. Всего мотор оборудовался 8-ю клапанами, которые управлялись толкателями, штангами и коромыслами. Каждый цилиндр на этом двигателе оснащался собственной головкой блока цилиндров. Мощность агрегата была равна 210 лошадиным силам (154 киловаттам), при объеме в 10850 см3. Что касается крутящего момента, то он составлял здесь 650 Нм. Для работы двигателя он оснащался насосом ТНВД, V – образного типа с 8-ю плунжерами, она производилась ярославским заводом ЯЗДА.

Сцепление на этих автомобилях применялось двухдисковое, сухого типа, с применением пневмо-гидравлического усилителя выжима. Коробка передач выполнялась двух типов 14-ой модели с пятью передачами, механического типа, а также 15-ой модели с применением делителя, который позволял получить 10 передач. Тормозная система на этих автомобилях выполнялась пневматического типа. На всех колесах применялись барабанные тормозные системы. Также применялись отдельные системы как вспомогательная, аварийная и стояночная системы. Для создания сжатого воздуха в системе применен компрессор, который работает от двигателя машины. Рулевая система автомобиля выполнялась в виде червячного редуктора с гидравлическим усилителем. Аналогичные по принципу сейчас установлены в МАЗ и посмотреть актуальные запчасти в том числе и наконечник рулевой тяги МАЗ https://mazprice.ru/catalog/maz/gruppa-34-rulevoe-upravlenie/ на специальной странице.

Грузоподъемность автомобиля составляла 10000 кг. С завода автомобили оборудовались разными грузовыми платформами как бортовые, будки (фургоны разных типов), разного типа специальным оборудованием, как цистерны, мультилифты, установки мусоровозов и прочие. Также автомобиль был оснащен фаркопом сзади рамы, для буксировки прицепа, который вместе с грузом может иметь массу до 10000 кг.

Расположение мотора выполнялось под кабиной, для получения доступа к мотору, нужно откидывать кабину, для чего был предусмотрен механизм, с применением торсионов. Кабина была безкапотной, она оснащалась подвеской к раме, в виде полурессор и амортизаторов. В салоне кабины применялись три сидения в ряд. Сама кабина была выполнена в двух вариантах со спальником и без него. Торпедо выполнялась простой, без отделки в виде голого метала, покрашенного в черный цвет. На дверях устанавливались стеклоподъемники с ручным приводом, а также форточки с ручным приводом соответственно. На крыше применялся ручной люк, который можно открыть в разных положениях. Также автомобиль оборудовался традиционным отопителем салона от системы охлаждения мотора.

Дизайн автомобиль был довольно простым, но лаконичным. Автомобиль оснащался фарами круглой формы, которые устанавливались на уровне решетки радиатора. Решетка радиатора была открывающейся. Спереди использовались боковые обтекатели. Передний бампер выполнялся в виде стальной балки, на которой устанавливались подфарники и противотуманные фары.
Модель 5320 выпускалась вплоть до 2001 года, когда её сняли с производства в пользу более современных моделей.